Побывав дважды в прошлом году на Галапагосских островах и по дороге посетив Эквадор и Перу,
я не мог не написать путевых заметок.
К вашему вниманию пару строк и немного фотографий.

Наша команда в апреле-мае на Галапагосских островах.

Наша команда в октябре-ноябре на Галапагосских островах.

Путешествие на Экватор!

Именно путешествие, потому что такой 20-дневный драйв по двум океанам и двум континентам, это вам не Красное море. Нас ждали тысячи километров перелётов, 12 взлётов и посадок, четырежды мы должны были пересечь Экватор ( один раз по воздуху, два раза по воде и один раз по земле), побывать на высоте 4350 метров над уровнем моря в Андах и самое главное зачем летели, осуществить погружения на Галапагосских островах. На всё это нам отводилось 20 дней.
Итак, поехали! (Часть первая – горная)
22 октября встречаемся в аэропорту Пулково-2, вылет в 18.30. Решаем проблемы с перевесом. Вот где можно определить опыт дайвера, не в воде, как многие думают, а на взвешивании в аэропорту. В общем оформили три дополнительных багажа на 15 кг за 80 евро в обе стороны перелёта, так как не все смогли разместить свои вещи в допустимые 20 кг и 8 кг ручной клади.
Полетели! Наш маршрут Питер-Амстердам-Лима. Летели компанией КЛМ. В Амстердаме мы должны были провести ночь, решили остановится в транзитной зоне, правда часть команды с открытыми шенгенскими визами полночи бродила по ночному Амстердаму. Рано утром вылетаем в Лиму. Утром к нам присоединяются ещё два дайвера из Украины, теперь нас 12 человек!
Совет – купите в дьютифри универсальный переходник к разным розеткам за 25 евро, для 150 стран мира. В Эквадоре 110 вольт и американские розетки.
Снова взлетаем и 13 часов до Лимы. Полет проходит нормально. И вот мы в аэропорту столицы Перу и тут же получаем оплеуху виде недополученных двух сумок багажа. Пришлось решать проблему там же на столике KLM, наши сумки обещали доставить завтра, но мы договорились, что лучше пусть они нас ждут через неделю в Гуаякиле (Эквадор), откуда мы должны будем стартовать к заветной цели нашего путешествия – Галапагоским островам, KLM рапортовала ОК!
Вперед в отель. Перу встречает гостей из России национальным напитком «Писко Соур» в простонародии «Писка Сала». Вкусная вещь!
Замечу, что кроме такого интересного напитка, страна славится индейским блюдом "Куй", не путать попрошу!

Блюдо из свинки морской, которую выращивают повсеместно.

Вечерняя Лима, Океан, сёрферы.

Часть группы вечером отправилась на поиски приключений и благополучно их нашла.
К утру, правда все были готовы…, готовы к очередному перелёту. И ни кто кроме Великого полководца не знал, что ждёт наших веселых дайверов в Андах на высоте выше 3000 метров.
Прилетели в Куско (бывшая столица Инков, высота над уровнем моря 3400м), буквально сразу почувствовали горную болезнь. Это вам не знакомая качка, а горнячка.
В отеле мило предложили чай из коки, да да именно коки и кислород.
Этот день был посвящен экскурсиям по городу Куско и его окрестностям.
Сначала мы посетили Храм Солнца – Кориканча, затем поехали выше, поднялись до высоты 3800м. Перед нами открылся весь город, который находится в межгорье, вокруг горы высотой 5000-6000 метров.
Посещаем руины Храма Кенко и крепости Пука-Пукара. Очень красочные пейзажи.

Местные жители в национальных одеждах с ламами, тоже национальное животное. Всего четыре вида этих прекрасных животных водится в Южной Америке Ламы, Альпако, Гуанако и Викунья.

Шерсть из Викуньи, самая дорогая. В местных лавчонках можно увидеть много разных изделий из Ламы.
Заканчиваем день экскурсий на высоте почти 3800, в центре поклонения инков Воде – Тамбомачай. Пьем из святого источника, чувствуем силу этих мест!

Следующий день. Путешествие на самой высокогорной железной дороге вниз в Агуас Кальентес, а если проще, то едем любоваться одним из Новых Чудес Света – Мачу Пикчу.
Дорога занимает почти 4 часа, мы спускаемся по одноколейке до высоты 2000 км, горная болезнь уходит. За окном потрясающие виды. Замечаем, как меняется природа, высокогорные хвойные деревья и завезенные в эти горы эвкалипты, сменяются деревьями и кустарниками, что растут в амазонии.
И вот Мачу Пикчу. Толпы туристов. Мы среди них. Перемещаемся по стенам и тропинкам этого древнего города, слушаем экскурсовода, фотографируем. Вокруг горы , абсолютно зеленые, на фоне яркого синего неба. Как сюда индейцев занесло?

Там же на Мачу Пикчу мы застали любителей рока, а точнее песни "Лестница в небеса".

День следующий мы провели в автобусе по дороге в город Пуно, который расположился на побережье самого высокогорного и судоходного озера в Мире – Тити Кака. Высота 3800, опять плющить начало.
Отель пять звезд и это нас спасло. По дороге в Пуно мы пересекаем самую высокую точку нашего маршрута, 4335 метров, хотя это плоскогорье в Андах.

Утром садимся на катер, пристань прямо у отеля, так что, минуя стадо лам, мы уже в катере. Движемся по речной, гладкой как зеркало воде, озера Тити-Кака. И вот появляются острова из тростника, где и живут индейцы уже не одну сотню лет.

Нам показывают их быт. В их жизни мало что поменялось, разве, что теперь они живут за счет туризма и пользуются телевизорами, а так питаются морскими свинками, рыбой, которую не только ловят, но и разводят на острове, раньше на птиц охотились.
В этот же день вылетаем в Лиму. Вылет из соседнего, с Пуно городом, под редким и пакостным названием Хулияка. Название передает и картинку этого места. Веселый перелет. Вы не когда не видели из окна Боинга в сотнях метров от крыла самолёта гору, которая растёт, а самолёт при этом пытется её не задеть? Прилетаем в Лиму как домой, кажется, что наше путешествие подходит к завершению, а ведь мы ещё не погружались! Да-да завтра мы мчим в Эквадор, там ещё одна ночь в Гуаякиле и долгожданные острова.
Гуаякиль. Проживает здесь три миллиона человек. Разница по времени с Питером -9 часов.

Утром проснулись, очень вкусно позавтракали в отеле. Берём экскурсию по Городу. Гид говорит, что всё у них спокойно, но золото, часы не берите и фото и видео осторожно используйте, короче напряг. Гуляем по городу, вся история - это испанские постройки, но старых мало, потому что географически здесь всегда были сильные ветра и в древности часто были пожары, которые уничтожили много старых построек. Видели красивые фонтаны, отсутствие зелени и много полицейских с американскими пушками. Очень поразило кладбище, там такие громадные погребения, что кажется, там ещё и люди живут. Самое интересное это отсутствие туристов, было впечатление, что кроме нас в Гуаякиле больше нет никого из туристов. Все туристы, судя по всему, отправились в столицу в Кито. Вызываем очень живой интерес у местной публике, будто мы футболисты сборной, но мы продолжаем экскурсию, заходим в один скверик, скверик оказался мини зоопарком.

Игуаны кругом, в пруду черепахи, но местных жителей больше привлекала единственная белка. Вот нравы!
Заходим на маленький рыночек, где торгуют сувенирами, что расположен на набережной реки. Что-то покупаем, смотрим, торгуемся. На рынке торгуют помимо чего-то особенного ещё и панамками, но местные говорят, что это эквадорки, так как эти головные уборы впервые здесь появились, а панамцы присвоили первенство себе!

Река представляет собой мутный поток полупресной, полуморской воды с плавающими водорослями, течение в реке меняется, рыбы нет.

(Часть вторая – подводная)
Галапагосские острова лежат примерно в тысяче километрах на запад от побережья Эквадора. Вулкан Wolf, находящийся на севере острова Изабелла, находится практически на линии экватора. Но климат на островах - отнюдь не тропический. Вообще, острова воспринимаются скорее как субтропики. Виной тому - холодные течения, омывающие архипелаг. Некоторые из них, в том числе доминирующие в этих местах Северное и Южное экваториальные течения, создают удивительный температурный коктейль.

Галапагосские острова. Мы больше недели путешествовали по Южной Америке и вот подобрались к местам, ради которых всё это задумывалось.
Очередной перелёт уже никого не беспокоил. Авиалинии Аэрогал доставили нас за пару часов до островов. Наш Боинг мягко сел и подкатил к непонятному, практически деревянному одноэтажному зданию, под названием аэропорт.
Первое впечатление от островов было необычным. Выйдя из самолёта, перед глазами возникла унылая картина. Отсутствие деревьев, из растительности только кустарники и кактусы. В общем встречаемся с гидом, грузим снарягу в машину, сами в автобус и двигаемся по асфальтированной дороге к месту, которое можно назвать пристань. В небольшой лагуне стоят около пяти сафарийных ботов. Я думаю, что острова начинаются именно здесь.

Выйдя из автобуса видим настоящих хозяев островов – морских львов, которые вальяжно развалившись ,лежат на лавочках. К ним можно подойти достаточно близко, они любят позировать перед камерами. Садимся в зодиак, вокруг нас много птиц, падающих в океан за очередной рыбкой, тут же под зодиаком слышим рык морского льва, мы на Галапагосских островах, теперь это понятно.
Бот. В мае нас встречал «AGRESSOR 1», в ноябре «SAN HOSE».
На «SAN HOSE» в каюте бало просторно, но на корме мест под переодевание и подготовку к дайвингу не много.

Вот наш бот «AGRESSOR 1», места в каютах немного, но есть свой DVD в каждой каюте. А вот на корме места достаточно и под фото и видео технику.

Разница есть, но небольшая. На Агрессоре команда отшлифована под американских туристов, поэтому вас встречают в парадной форме с шампанским, долгие брифинги, официанты и меню на завтрак. На «SAN HOSE» проще, команда своя, присутствует местный колорит.
Питание на «AGRESSOR 1» получше, разнообразие блюд, барбекю, зато на «SAN HOSE» , мы купили свежих тунцов и лангустов и нам почти всю дорогу было счастье, в виде сашими.
Теперь о самом сафари. Начну с того, что на Галапагосских островах существует, по крайней мере, три вида сафари. Первый вариант – для натуралистов. Маршрут по основным островам, посещение птичьих базаров, пляжей с морскими львами, игуаны черепахи и пингвины. О погружениях речи не идёт, поэтому боты не обеспечены соответствующем местом на корме, для дайв оборудования.
Второй вариант – для дайверов но без лицензии на дальние острова.
Чаще всего используются боты как для натуралистов, так и для дайверов.

Третий вариант – наш. Дайверский маршрут с посещением самых лучших дайв сайтов на Галапагосских островах. Посещение удаленных островов Дарвин и Вульф, а так же посещение птичих базаров, вулканических островов, пляжей с морскими львами и игуанами. Боты оборудованы для серьезных погружений, есть Найтрокс, на корме достаточно места для дайверов.

В первый день мы сделали чек дайв в мутной и холодной воде залива. Для тех кто не был морально готов, чек дайв был шоком. Холодная вода, видимость около 8 метров, песчаное дно. Пришлось вечером проводить дополнительный Виски-брифинг.
Ну всё-таки дабы упрочить впечатления от островов отправляемся на пешую прогулку по острову Сеймур Норт. На острове обитают множество видов птиц, в том числе и эндемиков. Большой фрегат отличается красном мешочком под клювом.

Наверно самая популярная птица – это синяя олуша или «блю фоот буби», пеликаны важно расхаживают по каменистому берегу. Мы высаживаемся с Зодиака и направляемся по тропинкам по острову. С нами естественно гид, он долго что-то рассказывает о птицах, я тем временем пытаюсь переводить его речь, делать фото снимать видео, останавливать наших, выходящих за тропинки.

При этом надо успевать смотреть под ноги, чтоб не наступить на морского льва, спрятавшегося под кустом или игуану перебегающую через тропинку.

Морской лев, увидев очередную большую группу туристов, нехотя и бурно кряхтя, переползает через тропинку поближе к океану. Между ним и океаном лучше не стоять. Самцы развивают скорость до 30 км. У вожаков вообще жизнь не сахар. Они оберегают от посягательств других самцов, свой гарем и постоянно в борьбе, даже поесть рыбки не когда.

В таком режиме они могут провести пару месяцев, потом, обессиленные постоянной заботой о гареме и войнами с претендующими самцами, проигрывают и уходят в океан, чтоб силы восстановить. Там охотятся, а затем возвращаются и опять борются за самок. У птиц тоже постоянная борьба, самцы олуш так забавно свистят и топают голубыми лапками, когда над ними пролетают самки, что не оторваться. Настоящая, дикая природа.
И вот мы начинаем переход к островам Вульф и Дарвин. Путь долгий, порядка 17 часов, но не утомительный.
Дайвинг на Вульфе. Остров высокий, около 150 метров, несметное количество птиц обитает на нём, но высаживаться нельзя. Погружаемся практически в одном и том же сайте с классическим названием «Sharks bay» погружения с зодиаков. Чувствуется океанская волна, тебя постоянно приподнимает на пару метров во время движения под водой, плюс течения вдоль острова. Под водой большие валуны, кораллов как таковых нет, есть конечно небольшие колонии, но это редкость. Множество мурен свободно перемещается вдоль дна. Но мы не за этим приехали. Ложимся на небольшом каменном навесе все в одну линию, на глубине 20 метров и смотрим в сторону океана в голубую воду.

Из синевы медленно и грациозно выходит стая молотоголовых акул, численностью 20-30 особей, проходят в 7-10 метрах от группы, причём держат расстояние. Если кто нибуть из группы, пытается подплыть ближе, акулы отходят, а дайверу грозят все члены группы, после чего он возвращается в строй. Действие продолжается, группы акул по 30-40 штук проходят мимо нас.

Но надо не забывать смотреть по сторонам, помимо молотков за твоей спиной бродят одинокие или малочисленные группки Галапагосских акул, размером 2-3 метра, плотного телосложения, ух.

А вот напротив нас зависла стайка орляков, воздух… запас его подходит к концу, пора выходить на поверхность, не заметил часа проведенного под водой.
На следующем погружении встретили в прибрежной зоне морских львов, развлекались с ними. Удалось снять видео как лениво и безмятежно львы охотятся на рыбу, просто между игрищами, хватают бедную рыбку и нет рыбки.
В майском сафари мы попали в интересную ситуацию на Вульфе. Походя к острову обратили внимание на большое количество дельфинов. Вокруг острова их были тысячи, именно тысячи. Что их привлекло? Косяки рыб. Замечем флажки. На вопрос «а это что?», гиды ответили, что это браконьерские сети, а браконьеры из Коста-Рики. Когда вытащили на борт сеть, то оказалось, что это почти километровый перемет на акул с мощными крюками. Жертв не было.
В тот день плавали с дельфинами, во время погружений были слышны трели дельфинов постоянно.
Затем небольшой переход на остров Дарвин.

Погружение на Дарвине проходят в одном месте – на Арке Дарвина.
Рядом с аркой есть непростое место, где риф поднимается и видна сильная прибойная волна. Задача не попасть туда.

Подошли к арке. Раз, два, три, пошли… вываливаемся из зодиака, чтоб не сдуло быстро планируем на дно, переходим на козырёк, глубина около 18-24 метров и смотрим в синеву, видимость 20 метров. Хамеров видно сразу, они везде.

Плюхнувшись в воду, смотришь на дно, а там сплошные силуэты молотков. Вот так и сидим, плавно, болтаясь на рифе под дыханием океана, высматриваем среди огромных стай
молотоголовых акул, китовых монстров.

И вот оно счастье дайвера, из синевы появляется силуэт исполина морей – Китовая акула.

Мы отрываемся от рифа и мчим к ней поближе, акула продолжает свои движения, не обращая на нас никакого внимания. Не забываемое зрелище.

Наш маршрут.

Как оказалось, за два проведённых дня на Дарвине, мы сделали 8 погружений у Арки и встретили около 40 китовых акул, может они возвращались, но встреч с ними было 40.

Отрываясь от рифа, на встречу к Китовой акуле, мы не обращали внимание на стаи молотков, которые проходили мимо нас. Это реальный дикий подводный мир и мы там чужие, до нас нет дела ни кому из обитателей океана.
Рядом не было замечено ни одного бота, мы были одни.
Все эти впечатления были на осеннем сафари, в мае мы не видели китовых акул и видимость была хуже, около 12-15 метров.
После погружений на Дарвине, сложно заставить себя погружаться, кажется, что всё уже увидел. Однако на третьем по рейтингу дайв сайте «Roca Redonda» мы погружались с морскими львами. Эти игривые животные снуют вокруг тебя. Скорость движения их потрясает, они меняют направление движения так резко, что не успеваешь вести камеру и держать их в видоискателе. Львы требуют, чтоб вы подключались к их играм и реагируют бурно,

могут прикусить ласту.

Кстати, если подходишь на расстояние небезопасное с их точки зрения, то на тебя на скорости идет самец, делая при этом мощный выдох, пытается испугать.
На четвёртом по рейтингу дайв сайте – «Gordon Rocks» встретили огромную стаю барракуд, которая красиво кружилась вокруг. Опять резвились с морскими львами.
Есть на Галапагосах и макро жизнь. На «Cousin Rock» обитает морской конёк, по моему тоже эндемик.
Успел снять и пару видов голожаберников.

Встреча с интересной и очень странной рыбой-Галапагосский красногуб, распространена только на острове Вульф и ещё в одном месте, повергла всех в транс.
Такого сделать с рыбой не каждому фантазии хватит.

Высаживались на острове, где обитает около 1000 пингвинов, нам удалось увидеть пятерых, да и те позировали не долго, а затем сгинули в морской пучине.
Заключительный вечер провели ещё на одном острове SANTA KRUZ в городке Пуэрто Айора.

Пеликаны на острове, как у нас голуби, практически одомашнены.

Игуана грациозна в движении.
Посетили местный музей-парк, где живут и по сей день, известные долгожители – огромные Галапагосские черепахи. Вес самцов до 200 кг и возраст за 100 лет. Хотя , если так двигаться, как эти черепахи, это не удивительно. Черепах охраняют, даже разводят, пытаются сохранить. Ведь ещё Дарвин писал, что суп из черепах очень вкусный, моряки их сотнями в трюмы набивали.

В общем вот такие они – Галапагосские острова. Острова с уникальной сохранившейся дикой природой!
А дальше был очередной перелёт. Посещение столицы Эквадора, город Кито, там же удалось постоять двумя ногами на разных полушариях. В Эквадоре есть памятник экватору – культовое место, очень запомнился
музей индейской культуры и рассказ гида, как в древности индейцы скальпировали врагов. У индейцев с фантазией было всё отлично.
Перелёт через Атлантику, одна ночь в Амстердаме ( у голландцев с фантазией тоже всё в порядке) и мы в Питере.

Заметки!
Сезонность на Галапагоссах есть. Считается с июля по сентябрь сезон китовых акул. Осень тоже отличный сезон. В мае живности меньше.
Температура от 17 до 24 градусов, минимум 5 мм гидрокостюм брать с собой. Осень так же хороший и не дождливый сезон и в Перу.